Автомобильный зарядный адаптер с вольтметром или как сберечь бортовой АКБ

Цена: $6,37

Всех приветствую, кто заглянул на огонек. Речь в обзоре пойдет, как вы наверно уже догадались, о компактном автомобильном зарядном адаптере с вольтметром, предназначенным для оценки уровня заряда бортового аккумулятора, измерения напряжения бортовой сети автомобиля и подзарядки мобильных гаджетов от USB порта. Адаптер имеет достаточно большой диапазон рабочего напряжения, поэтому подойдет для использования в легковых и грузовых автомобилях. В обзоре будет описание, тестирование и применение адаптера, поэтому кому интересно, милости прошу под кат.

Общий вид зарядного адаптера с вольтметром:



Краткие ТТХ:

— Материал корпуса – пластик
— Тип устройства – вольтметр + зарядка USB
— Рабочее напряжение – 12V-24V
— Сила тока на выходе – 1А
— Количество USB портов — 1
— Дисплей – 1”
— Встроенный вольтметр – 3 регистра
— Цвет индикаторов – 4 цвета на выбор
— Размеры – 68мм*35мм*35мм

Упаковка:


Зарядный адаптер с вольтметром поставляется в красочном блистере:


На обратной стороне присутствуют краткие характеристики, назначение прибора и шкала для оценки уровня заряда бортового аккумулятора:


Как говорится, дешево и сердито. В комплекте нет ничего лишнего.

Внешний вид:


Зарядный адаптер с вольтметром выполнен в пластиковом корпусе черного цвета:


Выглядит достаточно приятно, интерьер автомобиля портить не будет. С одного торца имеется подпружиненные контакты, центральный плюсовой, боковые – минусовые:


Боковые контакты достаточно упругие, поэтому данный адаптер будет уверенно сидеть в любом «ушатанном» гнезде прикуривателя. С другого торца устройства расположены ЖК дисплей (диагональ 1”) и зарядный USB порт:


На выбор предлагается 4 цветовых варианта индикатора, я выбрал привычный красный:


Яркость и углы индикатора хорошие. Его хорошо видно как днем, так и ночью.

Тестирование:


Для тестирования и сравнения результатов я буду использовать простенький стенд их регулируемого БП Gophert CPS-3010 и мультиметра UNI-T UT61E, обзоры на которые я делал ранее. Щупы мультиметра подключены к контактам зарядного адаптера.
Минимальное напряжение, которое позволяет измерять зарядный адаптер с вольтметром, составляет 6,9V:


Как можно заметить по фото, разница с показаниями составляет 0,01-0,02V. При подаче 9V, также имеем разницу 0,01-0,02V:


На мой взгляд, точность просто отличная, за исключением одного НО, а именно применение трехразрядного индикатора вместо четырехразрядного. В связи с этим, при уровне напряжения, большем 9,99V отображаются только десятые доли вольта. Чем это чревато, очень хорошо видно по следующему фото:


По факту, напряжение составляет около 12,01V, но в виду небольшой разницы (0,01-0,02V), зарядный адаптер с вольтметром отображает 11,9V вместо 12V. Для оценки уровня заряда аккумулятора требуется точно знать десятые доли вольта. По сути, зарядный адаптер точен, но та самая мизерная разница в показаниях значительно затрудняет оценку аккумулятора.
Установим на БП напряжение 12,3V. Мультиметр показывает 12,31V, зарядный адаптер около 12,29V, но в виду отсутствия еще одного, четвертого регистра, отображает только десятые доли:


Здесь та же болезнь, что и в регулируемом БП Gophert CPS-3010 – не хватает четвертого регистра у вольтметра. Если не сравнивать приборы между собой, то вполне можно решить, что текущее напряжение может быть любое в данном диапазоне – 12,0-12,99V. Это не очень удобно.
При напряжении 14,31V, зарядный адаптер также показывает 14,2V, хотя по сути там 14,29V:


Стоит поднять напряжение на 0,02V и адаптер начинает отображать положенные 14,3V. Такая же тенденция сохраняется на всем диапазоне измеряемого напряжения:


Разница в пару сотен вольта не дает адаптеру точно отображать напряжение, «округление» отсутствует.
Далее очередь дошла до оценки возможностей зарядного порта USB. Для этого используем электронную нагрузку и зарядный доктор. При входном напряжении 12,2V, адаптер легко отдает 1А в нагрузку, просадка напряжения небольшая (около 4,9V):


Напомню, что по заявлению производителя, выходной зарядный ток не более 1А. Мне стало интересно узнать, какой максимальный ток может отдать адаптер, а также присутствует ли какая-нибудь защита на выходе. Ток в 1,5А также не «сломил» адаптер:


К моему удивлению, адаптер выдал и 2А в нагрузку, напряжение просело до 4,75V-4,8V:


Здесь необходимо учитывать и некоторую просадку напряжения на проводах и контактах зарядного доктора и разъемах. Думаю, с хорошим зарядным кабелем, просадка на выходе адаптера будет еще меньше.
Максимальный ток, который смог осилить зарядный адаптер при 12,2V, составил около 2,2А:


Уже при 2,25А срабатывала защита по току. Стоит отметить, что при токах более 1,5А адаптер начинает греться. При 2А корпус достаточно сильно нагрелся за 5 минут, дальше тестировать не стал. Скорее всего, при входном питании 14,4V (при заведенном двигателе) нагрев будет чуть меньше, а выходные параметры чуть выше.

Итого, что мы имеем в сухом остатке:
— вольтметр в зарядном адаптере трехрегистровый, поэтому при измерении напряжения выше 9,99V отображаются лишь десятые доли вольта
— зарядный адаптер имеет погрешность в 0,01V-0,02V, поэтому при измерениях десятые доли получаются не совсем точные. Это не минус вольтметра, а его особенность. В дальнейшем я попробую вылечить это подстройкой на 0,02V
— защита по току реализована слабо. При подключении современного смартфона или планшета с емкой батареей и возможностью заряда током 2А и более, вполне возможен перегрев зарядного адаптера и выход его из строя. Хотелось бы видеть ограничение выходного тока на уровне 1,5А, либо более мощный модуль, способный долговременно отдавать 2А

Применение зарядного адаптера по назначению:


Думаю не секрет, что некоторые элементы автомобиля нуждаются в постоянном осмотре и контроле. Одним из таких элементов является аккумулятор. Чтобы он работал долго и не подводил владельца в самый неподходящий момент, необходимо следить за уровнем его заряда и не допускать глубоких переразрядов. В этом нам и поможет обозреваемый зарядный адаптер.

Для кого, в первую очередь, необходим данный зарядный адаптер:
1) автовладельцам, кто достаточно редко ездит на авто. Ситуации бывают разные, но в основном это те люди, кому дешевле/проще доехать до места работы на служебном или общественном транспорте. Авто простаивает, аккум высаживается
2) автовладельцам, место работы которых находится в десяти минутах езды. За это время аккумулятор только к концу поездки начинает принимать заряд, особенно зимой, поэтому на лицо постоянный недозаряд
3) автовладельцам, не желающие «гробить» механику в мороз. В -25°С и ниже проще доехать на общественном транспорте, нежели гробить двигатель и ходовую (особенно легко пробить стойки). В такой мороз некоторые элементы сильно изнашиваются. Примеров уйма, особенно это касается уплотнительных резинок/манжет. Совсем недавно был свидетелем, как пристывшая резинка рабочего цилиндра сцепления доставила кучу проблем. Поэтому в морозы авто простаивает, аккум еще быстрее высаживается
4) автовладельцам, кто побаивается ездить зимой или страховка оформлена на полгода. Машина простаивает, аккумулятор не всегда уносится домой, ибо теряется автосигнализация. Как итог — аккум высаживается
5) автовладельцам, которые в силу обстоятельств лишены вод. прав и ездить на авто не имеют возможности. Машина стоит под окном/в гараже/на штрафстоянке. Аккум высаживается
6) автовладельцам, чей железный конь временно поломался

В итоге, машина больше простаивает, нежели используется. За неделю зимой типичный аккумулятор садится на треть, при условии, что ток дежурки в норме (не более 30-50ма). Учитывая тенденцию, что во многих авто стоят кальциевые аккумуляторы, которые очень боятся переразряда, контроль за ними просто необходим. Для этих же случаев нужен и автомобильный ПБ (я отношусь к первому). Пару раз уже за зиму выручал, рекомендую всем!

Алгоритм использования адаптера с вольтметром следующий. При выключенном двигателе, закрываем двери (отключаем подсветку дверей), отключаем в автомобиле всю электронику (подсветка, магнитола и т.д.) и смотрим напряжение на бортовом аккумуляторе без нагрузки. В большинстве случаев, автоприкуриватель подключен к аккумулятору напрямую через предохранитель, поэтому посмотреть точное напряжение на АКБ можно не открывая капот. В данном случае выигрывают владельцы российского автопрома, ибо в большинстве моделей авто автоприкуриватель там не обесточивается, т.е. при вынутом ключе зажигания напряжение на клеммах прикуривателя имеется. Владельцам иномарок приходится чуть сложнее, ибо при вынимании ключа – обесточивается практически все, кроме дежурки. В моем случае полностью обесточить бортовых потребителей нельзя, напряжение на АКБ 12,2V (по факту почти 12,3V, см. «Тестирование»):


Далее смотрим напряжение и оцениваем уровень заряда по этой таблице:


Замеры приблизительные, но отражают всю суть. В моем случае уровень заряда около 50-60%. В инструкции к зарядному адаптеру идет аналогичная табличка, правда там добавлены уровни напряжения при заведенном двигателе:


Смысл в том, что лучше не допускать снижение напряжения на АКБ ниже 12V, особенно если у вас кальциевый аккумулятор. Они очень не любят переразряд.
Далее заводим двигатель и смотрим напряжение бортовой сети без заметной нагрузки:


По факту это только бортовой аккумулятор и ЭБУ (электронный блок управления) со всеми подсистемами. Нормальным считается напряжение 14,4V, хотя везде указан диапазон 13,6V-14,4V (14,7V в современных «иномарках»). Если оно находится за этими пределами – налицо явная неисправность регулятора напряжения, который установлен на генераторе авто. Если напряжение выше – аккумулятор быстро придет в негодность из-за чрезмерного перезаряда и сильного кипения электролита, особенно если в машине установлен старый малосурмянистый или еще хуже, сурьмянистый аккумулятор. Если ниже – аккумулятор не будет принимать заряд и в некоторых случаях будет сам отдавать запасенную энергию бортовой сети.
Далее подключаем все потребители (фары, туманки, отопитель салона, обогрев заднего стекла, попогрейки, мафон). Если напряжение также находится в рабочих пределах – все хорошо, регулятор работает исправно. Данную операцию стоит производить изредка, главное удостовериться, что напряжение на АКБ не просело ниже критического уровня и генератор выдает номинальное напряжение.
Ну третье применение – резервная зарядка для ваших гаджетов (смартфоны/навигаторы/планшеты и т.д.). Необходимо лишь помнить, что при токах более 1,5А зарядный адаптер начинает ощутимо греться, поэтому надолго там оставлять «прожорливые» устройства не рекомендуется!

Плюсы:
+ приятный внешний вид
+ небольшие габариты
+ универсальность (зарядка + вольтметр)
+ хорошая точность (0,01V-0,02V)
+ четыре цвета индикатора на выбор
+ макс. выходной ток 2,2А (более 1,5А греется)

Минусы:
— трехрегистровый вольтметр и сопутствующие ограничения
— нет ограничения по току (при токах более 1,5А адаптер греется)

Вывод: вцелом, адаптер достаточно хороший. Огорчает наличие трехразрядного индикатора и сопутствующие этому ограничения, хотя это с легкостью компенсируется прибавкой 0,1V к показаниям. В ближайшее время я постараюсь расковырять клееный корпус и подстроить точность вольтметра на 0,02V. Напомню, точность большинства дешевых адаптеров составляет 0,1-0,2V. Если тема будет интересна, добавлю фотоотчет. Зарядный модуль порадовал, но по его работе также есть некоторые замечания, а именно отсутствие ограничения по току. В связи с этим, устройство может выйти из строя при продолжительном заряде токами более 1,5А.

0 комментариев

Оставить комментарий