Бюджетный квадрокоптер Bayang X5 с отличным функционалом

Цена: 45,54$

Здравствуйте! Представляю вам подробный обзор о 6-ти осевом квадрокоптере Bayang X5 — бюджетной копии всем известного квадрика Syma X5 с отличным функционалом. В обзоре я попытаюсь простым языком объяснить некоторые функции, а также опишу доработку комплектного зарядного устройства, ибо эта первая необходимость.

Краткие ТТХ:
— Производитель — Bayang
— Номер модели – X5
— Общий вес без/с защитой и опорами — 100г
— Высота с опорами — 75мм
— Размах — 360мм
— Аккумулятор – 3,7V Li-Pol 600mah (SY 802540) с платой защиты
— Защита от переразряда – да, около 3V (светодиодная индикация)
— Стабилизация – 6-ти осевой датчик движения
— Диаметр отверстия под двигатели – 7мм
— Видеокамера – в данной версии нет (есть в X5C-1)
Дополнительные функции:
— headless mode (безголовый режим) – да
— Auto Home (автовозврат) – да
— 3D Eversion (автофлип) – да
— High/Low speed switch (режим газа) – да (по факту нет)
— Подстройка квадрокоптера — да
Полетные характеристики:
— Время полета при полной нагрузке и среднем газу — 7-8 мин.
— Грузоподъемность (с защитой и опорами) – 75гр
Пульт ДУ:
— Кол-во каналов — 4
— Частота — 2,4GHz
— дальность приема – 100 метров
— Питание – 4хАА батарейки/аккумулятора

Комплект поставки:

— квадрокоптер Bayang X5 с установленными винтами и 3,7V Li-Pol аккумулятором 600mah
— пульт ДУ (без элементов питания)
— зарядное устройство без адаптера/БП (нужен порт USB)
— 4 запасных винта/пропеллера
— 4 защиты для винтов/пропеллеров
— крестовая миниотвертка
— инструкция на английском языке



Как видим, комплектация бюджетная, но все необходимые компоненты присутствуют. Поставляется квадрик в красочной картонной коробке, правда на ней указана модель X5C-1, т.е. с камерой:



По факту, внутри обнаруживаем модель X5, т.е. базовая, без видеокамеры. Об этом говорит небольшая надпись с торца коробки:



Ну да ладно, тем более в бюджетных моделях толковой камеры нет, зачастую 2МП, а весит она прилично, да и кушает неплохо. Многие через пару полетов ее снимают, ибо качество съемки хромает.
Внутри коробки полипропиленой бокс, в котором помещается все необходимое, плюс он выполняет защиту при транспортировке:



4 запасных винта были приклеены внутри пластикового бокса (снизу), поэтому обнаружил я их не сразу, :-). Комплектная инструкция совсем краткая, да еще и на английском. Для тех, кто приобретает квадрик в первый раз, разобраться во всем будет немного сложновато:



Итак, переходим непосредственно к квадрокоптеру:



Данная модель квадрокоптера представляет не что иное, как копию всеми известного квадрика Syma X5:



Отличия незначительные — на мой взгляд более широкая защита винтов и более продуманная защита шестеренок (у Syma X5 шестеренки практически не защищены). Зачем производитель оставляет отверстия для меня остается загадкой, ведь смазывать шестеренки не нужно:



У нас же хоть и не идеальная, но все же защита. Несколько раз он падал в снег, пока моторы и шестерни целы. Смазывать шестерни не рекомендуется. Как защитить шестерни – см. во второй части.
Размеры квадрокоптера внушительные – 36см (до противоположных краев пропеллеров), по рекомендациям многих моделистов — это самый оптимальный размер для первого квадрика, ибо мини и нано версии слишком миниатюрны и постоянно путаешь перед и зад, да и больно маневренные они. Поэтому, если вам по душе РУ модельки, то для учебы берите бюджетную копию среднего по размерам квадрика. Как говорится, стоит недорого и убить не жалко.





Для управления в темное время суток, а также для ориентации (перед/зад) квадрика встроена подсветка в виде светодиодных лент (красный – перед, зеленый — зад):



При низком заряде аккумулятора подсветка начинает мигать, а при критическом – снижаются обороты движков и квадрик плавно спускается на землю. Контроллер сигнализирует о разряде не сразу, есть некий запас энергии, но как только подсветка замигала – лучше приземлять аппарат на базу. Стабилизация в квадрике 6-ти осевая, он сам выравнивается в пространстве, поэтому его можно с легкостью запускать с руки, просто откинув его в сторону. Квадрик можно сравнить с кошкой, всегда приземляется на лапы.

В квадрокоптере установлены коллекторные моторы. Благодаря неодимовым магнитам в качестве статора, эти малютки выдают очень бешеную скорость вращения. К сожалению, приходится платиться сроком службы и надежностью. При работе они ощутимо нагреваются и от огромных оборотов либо коллектор, либо щетки приказывают долго жить, ибо механическое трение, искрение и большие обороты дают о себе знать. Вот такие крохи там установлены, рекомендую прикупить в запас вместе с шестеренками:



Для справки, есть коллекторные и безколлекторные моторы (взято отсюда):



Коллекторный и безколлекторный моторы:



Безколлекторные моторы имеют значительные преимущества перед коллекторными, но дороги, больше по размерам и сложнее в запуске, поэтому в бюджетных квадриках практически не встречаются.

Аккумулятор:

В квадрокоптере установлен 3,7V Li-Pol аккумулятор (липолька) емкостью 600mah (SY 802540), хотя в описании числится 500mah:



Залитая емкость составляет 627mah, реальная емкость аккумулятора будет в районе 600mah, что позволяет летать квадрику на среднем газу около 7-8 минут:



Для тех, кому интересна расшифровка маркировки липолек (взято отсюда):



Наш аккум имеет маркировку SY 802540, что должно бы означать 8мм толщина, 25мм ширина и 40мм длина. На самом деле так и есть, но это размер «ячейки» без защиты, а у нас встроена плата защиты, поэтому размеры чуть больше из-за дополнительной оболочки:



Отличительная особенность данного квадрика в том, что практически все элементы скрыты внутри корпуса, поэтому для аккумулятора продуман специальный отсек с защелкой:




Размеры отсека небольшие, но с некоторой доработкой позволяет установить более емкий аккумулятор, например на 1100mah. Об этом во второй части.
Выключатель питания расположен сбоку:



Разъем для видеокамеры:



4-х канальный пульт ДУ:

В комплекте поставляется самый базовый 4-канальный пульт ДУ, работающий на частоте 2,4 GHz и имеющий дальность приема около 100 метров (около 50м точно пробивает, дальше не пробовал):



Питается пульт от 4 АА батареек/аккумуляторов. По дальности приема ничего сказать не могу, ибо не имею достаточного опыта в пилотировании вдали «на глаз», но 50-60 метров держит отлично (в видео запускался на школьном стадионе, обрывов связи не было). Пульт средних размеров, в руках лежит очень удобно, а это главное, иначе можно потерять многое в управлении, если сравнивать с миниатюрными пультами.

Кишочки пульта:



Первое, что бросается в глаза, антенна какая-то короткая, :-). Но на самом деле это самая базовая ВЧ антенна, именуемая в народе — четвертьволновой монополь. Монополь, по-простому, означает один ВЧ проводник. Диполь – два проводника, обычно это жила в оплетке/трубке. К сожалению, модуль ВЧ передатчика заклеен термоклеем, поэтому посмотреть маркировку не представляется возможным. Длина антенки равна 3,1см, как раз четверть длины волны (300/2400MHz=0,125м или 12,5см). При удачном раскладе я попробую заменить антенну, о результатах мб напишу во второй части статьи.



Пульт ДУ 4-х канальный, т.е. управление квадриком передается по четырем разным каналам: крен (влево/вправо), тангаж (вперед/назад), газ (изменение высоты) и вращение вокруг своей оси. Пульты с большим количеством каналов нужны для более навороченных моделей, например FPV, которые несут на себе камеру, т.е. плюс пару каналов на передачу видео и управление подвесом, на управление БК моторами, дополнительные устройства, к примеру, GPS, маячки и т.д. Т.е. для более дорогих моделей квадриков нужны пульты с большим количеством каналов.

Управление пультом ДУ:



Управление для первого режима (Mode 1):
— выключатель питания – при включенном квадрокоптере, при нажатии данной кнопки раздается звуковой сигнал и в течение 1-2 секунд происходит «стыковка». Как только приемник и передатчик состыковались, пульт издает еще один контрольный сигнал. Рычажок газа трогать не нужно! Защита от случайного включения моторов присутствует (если джойстик газа не в минимуме, моторы не включатся)
— левый рычаг (вперед/назад) – регулятор газа. Рычаг очень «мягкий», нужно привыкать, в данной модели всего одна скорость
— левый рычаг (влево/вправо) – поворот/вращение вокруг своей оси (rudder). Влево/вправо рычаг подпружинен, новичкам будет сложновато разворачивать квадрик, т.к. с непривычки будет прибавляться/убавляться регулятор газа и вместе с поворотом квадрик будет подниматься вверх или опускаться. Но через некоторое время разворачивать квадрик не составит проблемы
— правый рычаг (вперед/назад) – тангаж (elevator), т.е. наклон вперед/назад и следовательно движение вперед/назад (для новичков – как в фильмах начинают движение вертолеты, носом вниз, :-))
— правый рычаг (влево/вправо) – крен (aileron), т.е. наклон влево/вправо (для новичков – будет лететь как бы боком с наклоном)
— переключатель газа – регулятор газа, для дома низкий, для улицы высокий. В данной модели не работает, :-(
— 3D поворот или в народе «флипы» — нажимаем и тянем правый рычаг, в зависимости от того, в какую сторону зажали, туда и повернется квадрик (типа сальто). Выглядит интересно, напоминает мертвую петлю
— управление камерой – при нажатии кнопки вверх, камера делает фото. При нажатии вниз – снимает видео
— триммеры – нужны для подстройки квадрика, чтобы его не тянуло в разные стороны. Дома триммировать/настраивать не очень удобно, лучше всего это делать на улице в безветренную погоду. В зависимости от того, куда тянет, жмакаем кнопку триммера в противоположную сторону n-ое количество раз. Можно подстроить вплоть до того, что квадрик будет висеть в воздухе неподвижно
— если перемудрили с триммерами и квадрик совсем не слушается – зажимаем левый и правый рычаг в нижний правый угол на пару секунд. Произойдет рекалибровка и квадрик моргнет подсветкой, все настройки сбросятся.
— если вы новичок в управлении, то очень полезная функция – Headless Mode (безголовый режим) – т.е. без разницы, какой стороной квадрокоптер к вам повернут. Любая сторона, которая ближе к вам – зад. Это очень удобно, когда квадрик улетел высоко/далеко и вы не можете разглядеть подсветку. Смело шлепайте на триммер влево и зажимайте стик/рычаг на себя (при условии, что квадрик летит по прямой от вас), квадрокоптер полетит назад. Также присутствует режим Auto Home (автовозврат) – но в квадрике нет GPS модуля, поэтому возвращается он по памяти ваших нажатий на пульт ДУ. Если честно, не пробовал эту функцию, с учетом ветра можно вообще потерять квадрик, уж лучше сбросить газ.
— выбор режима (Mode 1 и Mode 2) – режим управления для профи и новичков, на мой взгляд кому как удобнее. Для включения зажимаем правый нижний триммер вправо и включаем пульт. Отличия заключаются только в том, что в зависимости от режима, рычаг крена или поворота вокруг своей оси может быть либо на левом рычажке, либо на правом. Для новичков, наверно, ближе вариант Mode 2, где крен влево/вправо расположен на левом рычажке, вместе с газом, а поворот вокруг своей оси – справа. Т.е. можно поворачивать квадрик не тревожа рычаг газа.

Зарядное устройство и его переделка:

Комплектное зарядное устройство уж слишком примитивное, в деле я его опробовать не успел, ибо на выходе оно давало около 5V, а как известно, с липольками не шутят, от переразряда этот тип лития очень хорошо горит. При работе горел красный индикатор (адаптера/БП в комплекте не было), а при нечаянном КЗ контактов оно и вовсе приказало долго жить (фото до поломки):



При разборке стокового ЗУ обнаружился треснутый SMD резистор:



Чтобы обезопасить эксплуатацию аккумулятора, а также продлить и без того небольшое время жизни липольки (около 500 циклов заряд-разряд), решено было сделать новое ЗУ на базе народной платки TP4056 в старом корпусе, минуя, как говорится, провод USB->miniUSB:



Для этого выпаиваем разъем miniUSB и удаляем припой с выходного минусового контакта (платка оденется на эти штырьки):



Далее вырезаем платку так, чтобы она вошла в стоковое ЗУ, индикаторы не трогаем (при желании их также можно перепаять):



Проверяем целостность всех дорожек, где есть обрыв дублируем дорожку тонким проводом, к примеру МГТФ:



В стоковом варианте платку использовать нельзя, ибо ток заряда для липолек должен быть в диапазоне 0,7С, где С – емкость аккума. Для нашего акка с емкостью 600mah достаточно 420mah, а вот дефолтного варианта с током заряда в 1А очень много. Для изменения тока заряда подбираем подходящий токозадающий резистор по таблице (точность и мощность резюка не особо важны, какой найдете):



В моем варианте можно увидеть прорезь для микропереключателя, т.к. я планировал сделать через 3-х выводной переключатель два режима на выбор (500ма и 1000ма) – для стокового 600mah аккумулятора и покупного 1100mah. Но потом подумал, что квадриком будет пользоваться ребенок и все демонтировал, ибо все равно когда-нибудь она забудет про переключатель.
В итоге получается что-то типо этого. При желании можно пройтись клеем/герметиком/термоклеем по индикаторам, хотя изолировать их особого смысла нет:



Данная зарядка уже отработала около 10 раз, проблем нет, за безопасность я спокоен. По заряду все просто: красный индикатор – заряжается, синий – заряжен. В моем варианте токозадающий резистор – 2,2К, что позволяет установить зарядный ток около 500ma:



Теперь пройдемся по весу:
Вес квадрика с защитой и опорами/лыжами около 100гр (типичный вариант для дома):

Вес квадрика без защиты и опор/лыж около 90гр (типичный вариант для улицы):

Защита винтов/пропеллеров — 8гр:

Винты/пропеллеры – 7гр:

Опоры/лыжы – 2гр:

Li-Pol аккумулятор 600mah (SY 802540) с платой защиты – 17гр:


При тестах, квадрокоптер с защитой и опорами поднял 75гр веса. При этом обороты были на 70-80% от максимальных. При снятой защите и без опор, думаю осилит 80-85гр веса. Как только приедет новенький 1100mah аккумулятор попробую с ним, думаю он весит не более 35гр.

Видео:


Плюсы:
+ малая стоимость
+ средний размер (легко научиться базовым навыкам пилотирования)
+ приятный внешний вид
+ наличие дополнительных аксессуаров в комплекте (защита, опоры, винты)
+ механическая прочность (гибкий пластик)
+ очень резвая и послушная модель (опять плюс новичку)
+ неплохая стабилизация
+ хорошая дальность приема
+ запчасти дешевые и встречаются во многих магазах
+ закрытый корпус (все детали спрятаны внутри)
+ наличие режимов Headless и Auto Home, которые очень помогают новичку

Минусы:
— малый вес при больших габаритах, при ветре очень легко сносит (сопротивляться тяжело)
— отсутствует режим переключения мощности газа (расходы)
— комплектное ЗУ никуда не годится (на распайку)
— не слишком долговечные моторы и шестерни (особенность всех бюджетных квадриков)

Вывод: отличный квадрокоптер для начинающих, послушный, простой в управлении. Отлично подойдет в качестве подарка ребенку, он не останется равнодушным. При поломках найти нужную запчасть не составит труда. Рекомендую в качестве первого бюджетного квадрика!

0 комментариев

Оставить комментарий